За десятилетнюю историю форум зарекомендовал себя как авторитетная площадка, где обсуждаются стратегические планы и актуальные вопросы развития портовой отрасли, технологии обеспечения эффективного и безопасного функционирования портовой инфраструктуры.
В мероприятии приняли участие около 300 делегатов от отраслевых организаций и партнеров: представители портового бизнеса, регулирующие госорганы, эксперты и аналитики, инвестиционно-финансовые структуры, подрядчики портового строительства, поставщики услуг, технологий и оборудования для строительства и эксплуатации портов, логистические компании.
Форум открыла стратегическая сессия «Развитие морских портов России», на которой обсуждались проекты нового строительства и модернизации, а также актуальные вопросы государственного регулирования деятельности портовой отрасли.
С приветственным словом к участникам обратился исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов (АСОП) Серик Жусупов. Он отметил ежегодный рост количества делегатов форума, говорящий об актуальности и важности обсуждаемых тем.
Говоря об итогах 2024 года для отрасли, представитель АСОП подчеркнул, что, несмотря на широкомасштабные внешнеторговые санкции, порты совместно с участниками внешнеэкономической деятельности и смежными видами транспорта продолжают развиваться, а грузооборот - демонстрировать устойчивость ко всем изменениям.
Производственная мощность морских терминалов в прошлом году увеличилась более чем на 40 млн тонн и превысила 1,4 млрд тонн. За счет ввода в эксплуатацию перевалочного комплекса по перевалке аммиака в порту Усть-Луга, были обеспечены полные независимость и суверенитет от портовой инфраструктуры сопредельных недружественных государств.
«К сожалению, вследствие систематического невыполнения ОАО "РЖД" согласованных месячных планов на перевозку внешнеторговых грузов в/из морских портов, портовикам не удалось обеспечить поступательный рост наших показателей по перевалке грузов в прошедшем году и в полной мере использовать существующий производственный потенциал. Что привело к снижению перевалки грузов на 2,3% в сравнении с уровнем 2023 года - до 886,3 млн тонн», - отметил Серик Жусупов. Он добавил, что по экспертным оценкам, среднемесячный процент невыполнения монополией подтвержденных объемов перевозок составил не менее 20%, что привело к потерям нарастающим итогом за 12 месяцев не менее 80 млн тонн из грузопотока.
«Выражаю надежду, что на данном форуме будут рассмотрены вопросы не только связанные с развитием инфраструктуры, как я отметил, у нас, портовиков есть большие резервы, но и её эффективного использования в результате построения четкой системы ответственных взаимоотношений между всеми участниками транспортного процесса и оказания услуг нашему единому заказчику - грузовладельцу», - подчеркнул Серик Жусупов.
Директор по взаимодействию с государственными органами АСОП Дмитрий Бухаров напомнил, что в декабре 2024 года правительством РФ был утвержден национальный проект «Эффективная транспортная система», в основе которого лежит Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2035 года.
В состав документа вошел федеральный проект «Развитие опорной сети морских портов», в который были включены 30 инвестпроектов, реализация которых с 2025 по 2030 годы позволит увеличить перевалочные мощности на 238 миллионов тонн.
«Помимо указанных проектов, инвесторами и операторами морских терминалов запланированы еще порядка 30. Ассоциация предлагала также включить их в федеральный проект, однако по отдельным критериям предложение отклонили. Но, как заверили нас в Министерстве транспорта РФ и Росморречфлоте, по мере дальнейшего продвижения данные инвестпроекты все же могут быть включены в документы стратегического планирования. Будем надеяться, что их количество в федеральном проекте увеличится в ближайшее время», - сказал Дмитрий Бухаров.
Начальник Центра развития железнодорожного транспорта АО "Институт экономики и развития транспорта" (ИЭРТ, дочернее общество ОАО «РЖД») Ирина Поречина отметила, что развитие единой опорной транспортной сети страны должно быть равномерным и взаимосвязанным.
В апреле 2024 года ИЭРТ при взаимодействии с Минтрансом запросил данные о перспективных объемах грузоперевозок по железнодорожной сети у 259 грузоотправителей и грузовладельцев, 192 стивидоров и 41 оператора терминально-логистических комплексов.
Полученные данные выявили несоответствие прогнозов грузовладельцев и стивидоров. К примеру, первые считают, что к 2036 году обеспечение провоза грузовой базы к портам Северо-Запада потребует пропускной способности в 305 млн тонн. Представители портов же оценили показатель в 538 млн тонн.
«Учитывая значительную капиталоемкость ж/д строительства, создастся значительный риск создания профицита мощностей на определенных направлениях. Этим обоснована необходимость верификации прогнозных данных из различных источников и построения единого сбалансированного прогноза грузовой базы по всей сети РЖД». – пояснила Ирина Поречина.
Ранее РЖД были сформированы следующие ключевые параметры развития ж/д инфраструктуры до 2035 года:
«Однако сегодня мы отмечаем, что запросы клиентов превышают объемы пропускной способности. Поэтому компания разрабатывает показатели с приоритетом опережающего развития», - сообщила представитель ИЭРТ.
Менеджер по продажам элеваторного оборудования «FAMSUN Россия» Сергей Чебанов представил опыт успешной реализации проекта опорной транспортной сети в Китае – порт Синьтянь в районе Ваньчжоу, который является первым интермодальным узловым портом в районе водохранилища Три ущелья и объединяет железную дорогу, скоростную автомагистраль и водные пути.
Комплекс по перевалке зерна, построенный холдингом в порту Синьтянь включает в себя семь ленточных конвейеров на воздушной подушке производительностью 1200 тонн в час для приема и шесть конвейеров производительностью 800 тонн в час для отгрузки зерновых. Все транспортное оборудование оснащено автономными локальными фильтрами для минимизации пыления, что позволяет обеспечить экологичную перевалку.
V ежегодная конференция «Smart Port: эффективность, безопасность, экологичность» была посвящена цифровизации, внедрению прорывных технологий и реализации всего спектра «умных» цифровых услуг в морских терминалах. Эксперты обсудили, какие решения применимы в российских портах и заслуживают инвестиций, а также представили обзоры решений для цифровой трансформации и устойчивого развития бизнеса.
Анна Стригунова, заместитель начальника Управления – начальник отдела развития и эксплуатации цифровых и мониторинговых систем Управления цифрового развития «Росморпорта» представила основные проекты цифрового развития предприятия.
В прошлом году в Азово-Черноморском бассейновом филиале ФГУП прошел апробацию электронный портал оказания услуг. Также госпредприятие завершило реализацию особо значимого проекта Индустриального центра компетенций (ИЦК) «Морской и речной транспорт» по созданию на базе российского ПО Информационной системы обеспечения лоцманской деятельности (ИСОЛД), которая была внедрена в портах Санкт-Петербург, Астрахань и Оля.
До 2030 года «Росморпорт» планирует масштабировать данные решения на все филиалы предприятия.
Разработку и развитие ИСОЛД обеспечивает группа компаний «Интеллектика». Компания занимается построением информационных систем и программно-аппаратных комплексов высокой степени сложности на основе собственных технологических разработок с применением передовых решений лидеров мирового и российского рынков ИТ.
Директор по развитию бизнеса «Интеллектики» Юрий Оганянц рассказал, что ИСОЛД - первое подобное отечественное решение для лоцманских служб, направленное на увеличение безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним.
Высокий спрос на прорывные технологии
Второй день работы X форума «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация» имел научно-прикладной характер. Его открыла конференция для портовых инженеров, проектировщиков, поставщиков и подрядных организаций «Проектирование, строительство и эксплуатация портовой гидротехнической и береговой инфраструктуры: материалы, технологии, оборудование».
Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев предложил включить в федеральные проекты «Развитие опорной сети морских портов», «Развитие Большого Северного морского пути» и «Развитие опорной сети внутренних водных путей» внедрение инноваций в портовом строительстве
«Природно-климатические вызовы (такие как таяние вечной мерзлоты, нестабильность грунтов, погодные изменения – прим. ред.) в сочетании с санкциями и необходимостью переориентации транспортных потоков требуют пересмотра подходов в программах развития портовой инфраструктуры. В частности, никто в мире не строит порты в таких условиях и количествах, как мы в Артике. И с учетом потребностей экономики, задач, поставленных президентом, для этого нам очень нужны прорывные технологии», - отметил депутат.
По его словам, для реализации данной инициативы нужно объединить усилия профильных федеральных органов исполнительной власти и всех участников отрасли для совместной выработки наиболее актуальных механизмов стимулирования инноваций, включая законотворческую составляющую.
Тематическая сессия «Инновации в обработке грузов» была посвящена презентации техники и технологий для увеличения скорости и качества обработки грузов, снижения себестоимости перегрузочных работ.
Инженер-конструктор НПО «АКОНИТ» Артур Эргле рассказал об опыте проектирования, производства и монтажа российского портового оборудования и судопогрузочных машин.
«Мы осуществляем весь цикл производства оборудования, необходимого заказчику. От ранней стадии проектирования на этапе идеи до изготовления на собственных производственных площадках, контрольной сборке и монтажа на приемке у заказчика. Вывод на проектную мощность. Наше оборудование может быть вписано в уже работающий проект или разработано "с нуля" для комплексной поставки в порт», - сообщил Артур Эргле.
Директор по проектированию «НК Технология» Александр Воронов представил практический опыт в локализации производства судопогрузочных машин и станций разгрузки вагонов, а также разработки комплексных технологических решений для перегрузочных комплексов.
«Наши решения допускают одновременную работу нескольких судопогрузочных машин (СПМ), обеспечивают высокую степень автоматизации, мониторинга технического состояния оборудования и интеграцию в автоматические системы управления предприятием заказчика. Одна и та же СПМ или несколько могут использоваться для различных видов грузов, что крайне важно для возможной переориентации порта или терминала на перевалку другого вида груза», - отметил Александр Воронов.
Особое внимание вызвал доклад генерального директора НТЦ «Редуктор» Валерия Парубца. По его словам, в последние годы в портовой отрасли России массово вводились в эксплуатацию редукторы зарубежного производства, поскольку многие устаревшие отечественные аналоги уступали им в надежности и характеристиках.
В условиях санкций компания взяла на себя роль отечественного научного редукторного центра. С использованием реверс-инжиниринга были реализованы сотни уникальных проектов, решающих проблемы ремонта и импортозамещения редукторов, мотор-редукторов и мультипликаторов Flепdеr, Sew Eurodrive, Nord, Bonfiglioli и др. Однако, считает эксперт, для того, чтобы производство данных механизмов было конкурентоспособным, нужно объединить усилия государства, предприятий и заказчиков.
«Необходимо строить редукторные заводы, чтобы Россия сама производила высококачественные, долговечные и надежные зубчатые передачи и редукторы. Вместе с заводами - создавать научные центры и воссоздавать на новом цифровом уровне российскую университетскую науку о зубчатых передачах и редукторах. Крайне важно объединять отраслевые промышленные предприятия, разрабатывая для них специфические редукторы, мотор-редукторы и приводы, максимально приспособленные к особенностям каждой отрасли», - сказал он.
Эксперт по элеваторному оборудованию FAMSUN Group Терелл Ли рассказал об опыте безопасной и эффективной эксплуатации и технического обслуживания портовых зернохранилищ и логистических проектов в Китае.
«Залогом эффективной работы портовых комплексов обработки и хранения зерна является использование передовых технологий. FAMSUN предоставляет полное производственное, аппаратное и программное обеспечение для данных объектов, включая: силосы, технику для транспортировки зерновых, системы кондиционирования и сушки, а также интеллектуальные решения для управления зернохранилищами», - сообщил представитель холдинга.
На выставочной экспозиции форума «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация» был представлен широкий выбор решений для портов.
__
Мероприятие прошло при поддержке Министерства транспорта РФ, Федерального агентства морского и речного транспорта, ФГУП «Росморпорт», Ассоциации морских торговых портов и ГУМРФ им адм. С.О. Макарова.
Генеральным партнером форума выступил холдинг FAMSUN Group - крупнейший в Азии производитель и поставщик комплексных решений в области обработки и хранения зерна, производства кормов, переработки масличных культур и промышленной автоматизации.
Партнеры мероприятия: «Интеллектика», YADRO, НПО «АКОНИТ», «НК Технология», НТЦ «Редуктор» и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ.
Мы привели лишь краткую выдержку из нескольких выступлений. Всего же на форуме было представлено более 60 докладов. В текущей политической и экономической обстановке как никогда важно живое обсуждение проблем и совместный поиск путей их решения между эксплуатантами и производителями техники, вузами и отраслевыми организациями. Стабильный рост интереса профессионального сообщества к форуму «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация» показывает, что мероприятие играет важную роль в построении данного диалога.
Источник: https://morvesti.ru/news/1679/114947/